Сегодня для обеспечения энергобезопасности государства альтернативы, кроме как завозить уголь морем, нет
В прошлом году морские порты Украины переработали 132 млн тонн грузов.
Этот показатель снизился на 9% по сравнению с 2015-м годом. За этот период перевалка экспортных грузов упала на 3,3%, импортных – на 10,8%, а транзитных – и вовсе на 35%.
О том, что стоит за снижением перевалки в портах, как можно вернуть “уплывшие” грузы, что делать с высокими портовыми сборами и кто из инвесторов посещает украинские порты. Об этом и многом другом НВ Бизнес пообщался с исполняющим обязанности директора ГП Морской торговый порт Южный Виталием Жуковским.
– В прошлом году объемы перевалки через украинские порты существенно снизились. С чем это связано?
– Это проблема комплексная. Во-первых, резко снизился транзит российских грузов. Во-вторых, есть определенное охлаждение экономики Китая и Юго-Восточной Азии. Если мы говорим о тех грузах, с которыми мы работаем через ГП МТП Южный – это железорудный концентрат и окатыши, то основным покупателем этого сырья является Китай и Юго-Восточная Азия.
– А что конкретно надо сделать для того, чтобы вернуть нам этот объем?
– Объем добывают горно-обогатительные комбинаты. Для того, чтобы они добывали больше, им нужен сбыт. Если экономика Китая будет восстанавливаться, если они будут больше выпускать автомобилей, будут покупать украинское железорудное сырье, значит будут больше выпускать своей продукции. А это значит, что мы будем больше переваливать грузов.
– А какую долю в общем объеме перевалки составила потеря со стороны России?
– Транзитный объем за последние три года и так достаточно сильно уменьшился. По большому счету, в падении грузопотоков конца 2016 года транзит уже не сыграл значительную роль. Он снижался постепенно все три года. Не было какого-то резкого падения. Безусловно, были годы, когда доля российского транзита доходила до 15-20%. Но это было давно.
– Возможно ли нам восстановить потерянные объемы транзита? Можно ли это сделать за счет новых направлений?
– Новое перспективное направление сейчас у нас – это импортные угли. На сегодняшний день для обеспечения энергобезопасности государства альтернативы, кроме как завозить угли морем, нет. Угли завозятся двух основных типов: энергетические для наших ТЭЦ и коксующиеся для металлургических комбинатов. Вот этот импорт сейчас может нам восполнить пробел, который получился из-за потери транзита. Министерство инфраструктуры проводило совещание на эту тему в прошлом месяце. Нам и Черноморскому морскому торговому порту была поставлена задача быть готовыми к перевалке до конца года около 4,8 млн тонн импортных углей.
– А у вас есть мощности?
– Безусловно, когда строился и развивался наш порт, он в основном работал на экспорт. Однако мы можем работать и на импорт. Рынок все время меняется и нам надо быть готовыми. Если мы понимаем, что энергетические и коксующиеся угли пойдут через наши порты, значит мы часть своих внутренних инвестиций будем направлять на приобретение соответствующей техники. Это и краны, и грейферы, и перегружатели, и тому подобное. И складские площади под импорт будем делать. Безусловно, очень важен момент вывоза. Сейчас есть проблема железной дороги. Она работает в порту Южный на пределе своих возможностей. Ее нужно развивать. Это и строительство новых путей, и покупка подвижного состава, в частности тепловозов. Но с учетом возрастающего спроса на перевалку угольно-рудных грузов, в порту необходимо строить специализированный терминал, который даст и скорость и качество перевалки.
– Говорят, в Украине одни из самых высоких портовых сборов. Это больше касается Администрации морских портов, чем вас. Но вам не кажется, что это реально тормозит нашу перевалку?
– Я бы сказал, что тут есть комплексная проблема. Портовые сборы – это одна из составляющих себестоимости перевалки. Если в каком-нибудь румынском порту себестоимость формирует – портовые сборы, фонд оплаты труда, земельный налог. Если у них эти все составляющие меньше, то они могут дать ниже ставку и грузовладелец идет к ним. Безусловно, высокие портовые сборы тоже являются одной из составляющих себестоимости, они тоже влияют на ставку. К сожалению, это не зависит от нас. Мы этот вопрос поднимали неоднократно. Но он находится под управлением Администрации морских портов Украины. Сейчас это ведомство возглавил человек с европейским мышлением, человек прогрессивный, который работал в Риге, знает, как это делается. Я надеюсь, что этот вопрос будет рассмотрен и они примут правильные управленческие решения. Нам же остается работать в тех условиях, которые есть.
– Порт Южный в прошлом году вышел в прибыль или нет?
– В прошлом году общий доход у нас был порядка 2 млрд. гривен. Около миллиарда гривен мы заплатили во все бюджеты, дивиденды и тому подобное. Прибыль у нас составляла порядка полумиллиарда гривен.
– А какие были инвестиции в развитие порта в прошлом году?
– Из самых серьезных инвестиций за последние несколько лет была покупка трех портальных кранов типа Tukan, который может в грейферном режиме переваливать одновременно до 40 тонн. И вынос стрелы у него до 50 метров. Один мах Тукана – это несколько махов Кондора или Сокола. С ними были определенные проблемы, касающиеся поломок. Но мы работаем очень плотно с заводом-производителем. Они осуществляли гарантийный ремонт. И мы сейчас с ними активно работаем в этом направлении. При всех проблемах, которые были с этими кранами, безусловно, это рывок вперед.
Если говорить об уровне инвестиций, сколько вам нужно денег для того, чтобы вы значительно развивались? И могли освоить перевалку новых видов продукции.
– У нас сейчас потолочные возможности перевалки – это 15 млн тонн в год. Для того, чтобы сделать 20-25 млн тонн, нам необходимы новые перевалочные мощности. Это и складские площади, новые стакеры, вагоноопрокидыватели, дополнительные размораживающие устройства и тому подобное. Какой должен быть размер инвестиций, может определить инвестор, исходя из собственных задач.
– Вы говорили о неких инвесторах, которые заинтересованы в том, чтобы развивать совместные проекты с портом Южный. О ком идет речь и о каких проектах?
– 18 апреля я был на встрече в Министерстве инфраструктуры с участием министра и представителей DP World. Это крупный международный портовый оператор с Дубая. Они заинтересовались концессией в порту Южный. Я это знал из открытых источников. Там, в Дубае, недавно проходил форум, где присутствовал замминистра инфраструктура Виктор Довгань. Он проводил переговоры с представителями DP World. Сейчас они приехали сюда, провели встречи на уровне министерства. Их технический работник побывал у нас на предприятии. Ему провели экскурсию по предприятию, были показаны существующие мощности. Потом ему предоставили презентацию и дали цифры. Все, что мы можем сделать, это полностью открыть дверь инвесторам, предоставить все возможности для проведения качественного аудита и для того, чтобы инвесторы могли определить, сколько им нужно инвестировать, готовы ли они инвестировать, во что именно будут инвестировать, в какой срок и что конкретно они хотят от этого всего получить.
– В каких направлениях инвесторы могут работать в порту Южный? Это уголь, зерно или контейнеры?
– Сегодня те мощности в Украине, которые переваливают контейнеры, загружены едва ли на 30%. Будут ли конкретно эти инвесторы строить контейнерный терминал, я не знаю. Но наше предприятие полностью заточено под навалочные грузы и нет смысла его перепрофилировать. Ведь у нас в Украине портов, которые могут переваливать такого рода грузы, всего два – Черноморский порт и мы. К тому же ГП МТП Южный находится за чертой города. Экологические нормы не нарушаются.
– По поводу Укрзализныци. Вам не кажется, что все планы, которые они делали, они упираются в то, что предприятие пытается больше поднять тариф, а потом денег все равно не хватает. Где они возьмут эти деньги?
– Мне сложно комментировать, что делает Укрзализныця. На сегодняшний день работа с ней строится непростым образом. Бывает так, что мы очень неплохо провели выгрузку с судна на причал, на склад, но не хватает мощностей по вывозу. То вагоны не дают, то еще какие-то проблемы появляются. Мы пишем письма главе Укрзализныци, пишем министру. Надо признать, что как только мы обращаемся, у них включаются “форсаж” и они начинают завозить. Не могу комментировать их планы.
– По поводу дноуглубительных работ. В каком объеме они вам нужны, что это даст и почему с этим есть определенные задержки?
– Задержки у нас происходили на том этапе, когда АМПУ не удалось провести тендер на дноуглубление. Это закончилось какой-то непонятной ситуацией. Сейчас проведен новый тендер и будем надеяться, все получится без заминок. Дноуглубление однозначно нужно. К примеру, у нас есть 38-й причал, так называемый песочный комплекс. Там глубина 5 метров. Что с глубиной 5 метров можно перегружать? Какие-то баржи в маленьких количествах. Какие получатся портовые сборы из захода этой баржи? Мизерные. То ли дело, когда к нам заходит грузовое судно Сapesize. Портовые сборы с одного Сapesize – около $360 тысяч. Если же зайдет судно Newcastle Max, то это уже может быть за $400 тысяч. Простыми словами – чем больше пароход, тем больше портовые сборы.
Почему мы сегодня так успешно конкурируем не только с государственными стивидорными компаниями, но с и частниками. Это за счет того, что у нас у 5-го и 6-го причала загружаются до полной оснастки Сapesize. И даже у нас есть соседи и конкуренты – группа компаний ТИС. Они загружают у своих причалов до 125 тысяч тонн, потом переставляют судно к нам, и мы догружаем его до 175 тысяч тонн. Даже если ТИС какими-то ставками перевалки забрал у нас какие-то объемы, то все равно без нас они не обойдутся. Поэтому глубина – это залог успеха.
– Какие у вас планы на ближайший год? Что вы планируете сделать для того, чтобы расширить возможности порта?
– На сегодняшний день главным для нас является утверждение финансового плана. Это сложный вопрос, так как нам его уже несколько раз “заворачивали”. Мы выполняем все рекомендации, которые нам дает Министерство финансов и Министерство экономики. Получается, что мы бесконечно урезаем все наши планы и надеемся, что в конце концов его примут. Если говорить о стратегических задачах, то для нас сейчас – это перегрузка энергетических импортных углей для украинских ТЭЦ. Надо подготовиться к будущей зиме. На сегодняшний день альтернативы подвозу углей морем нет. И есть у нас планы по развитию внутрипортовой механизации. Мы планируем провести тендер, закупить несколько портальных кранов и планируем построить две железнодорожные колеи внутри нашего предприятия. Также у нас есть планы построить новую электроподстанцию. Не знаю, справимся мы в этом году или придется отложить на следующий год из-за задержки согласования финплана.
Источник: port-yuzhny.com.ua
Еще новости
«У порта Южный, и в целом у отрасли, есть будущее», – Виталий Жуковский
Наш сегодняшний собеседник – экс-руководитель морского торгового порта «Южный» Виталий Жуковский. В порту он проработал более восьми лет: до того, как...
Планируем инвестировать в развитие 810,6 млн гривен
В январе Кабмин утвердил финплан ГП "Морской торговый порт Южный" на 2018 год, а это означает, что предприятие не просто имеет возможность стабильной...