Виталий Жуковский: “У нас нет времени и права сидеть и ожидать прихода инвесторов – нужно приводить их самим”
С начала года ГП МТП “Южный” нарастил перевалку. А недавно здесь заявили о намерении реализовать проект развития терминала по перевалке импортного угля. О подробностях инвестпроекта, нынешнем состоянии дел и перспективных планах мы поговорили с руководителем предприятия.
– Уже прошло три месяца с момента вашего назначения и.о. директора предприятия. Расскажите подробнее о результатах работы ГП МТПЮ за этот период.
“Южный” сейчас активно наращивает объёмы перевалки. Мы закрываем первый квартал этого года с производственным результатом в 2 млн. 943 тыс. тонн грузов, а это на 51% выше показателей предыдущего периода – 4 квартала 2016 г. В январе 2017 года грузооборот ГП составил 745,3 тыс. т., в феврале – 748,1 тыс. т. В марте объемы перевалки выросли фактически вдвое, до 1 млн. 450 тыс. т. Большая часть грузооборота приходится на экспортный ЖРС, это 75%. Доходы ГП за 3 месяца составили 452 млн. грн., в том числе по портофлоту 30 млн. грн, что на 30% выше показателей прошлого квартала. При этом в бюджеты всех уровней по итогам квартала мы направим около 180 млн. грн., и это, не считая авансовых платежей и переплат.
Еще один приоритет – прозрачность финансовых потоков предприятия. Сегодня все торги и закупки госпредприятия проводятся только через систему публичных закупок PROZORRO. Это позволяет работать с компаниями, которые предоставляют адекватные цены на товары и услуги. Мы выбираем лучших и экономим средства государству. Только с начала года благодаря этому было сэкономлено 2,7 млн. грн. Проведено более 60 закупок на суму 36, 4 млн. Основной вид закупок в 1 квартале – топливо и масла. Кроме того, специалисты профильных отделов ГП регулярно участвуют в обучении, которое проводит ДП “ПРОЗОРРО”. Эти знания помогают своевременно выявлять типовые ошибки в работе, анализировать проблемы и вырабатывать эффективные методы решения вопросов.
– Какие дальнейшие перспективы вы видите, как будете закреплять достигнутый результат?
Мною проведен ряд переговоров с грузовладельцами, подписаны договора, и мы уже сегодня видим прогнозируемый грузопоток до конца года. Грузовладельцев интересует скорость перевалки, конкурентные тарифы, возможности по хранению и вывозу грузов. Пока мы будем предоставлять услуги высокого качества, у нас будут четкие основания к улучшению показателей, в том числе и отчислений в бюджет. Поэтому инвестиции в обновление оборудования для нас вопрос первостепенный. На 2017 год финансовым планом предусмотрели инвестировать 770 млн грн. в развитие госпредприятия. За эти средства мы планируем выполнить модернизацию перегрузочного оборудования угольно-рудного комплекса.
– Почему именно сейчас было принято решение о модернизации угольно-рудного терминала?
Для обеспечения энергобезопасности страны и бесперебойной работы ГМК и электростанций эти инвестиции необходимы порту, как воздух. Заявленные проекты модернизации мы можем и будем осуществлять за счет собственных средств. Это предусмотрено Стратегическим планом развития порта на 2015-2019 гг и финансовым планом на 2017 г. В текущей экономической и политической ситуации у нас нет сейчас времени и права сидеть сложа руки и ждать инвестиций извне. Порт имеет выгодное географическое положения, глубоководность, технологии… Хотя технологии за все эти годы заметно устарели и не отвечают требованиям грузовладельца. Не модернизируем – груз уйдет на частные терминалы, а это значит, что государство недополучит отчисления в бюджет. Эти проекты начинаем своими силами, но объём инвестиций, в которых нуждается предприятие, гораздо больше. Поэтому инвестор порту необходим. Когда и в какой форме – это решать министерству. На мой взгляд, это должны быть топовые портовые операторы мирового уровня и крупнейшие грузовладельцы.
– Можно предположить, что 2017 г. будет сложнее предыдущих. В украинских портах наблюдается дефицит грузов, что усугубляется еще и на фоне конкуренции с частными терминалами. На какие объемы вы планируете вывести порт к концу года? И какими методами будете конкурировать за груз с частными стивидорами?
Верно, государственные порты грузом не избалованы и конкуренция за каждую тонну с каждым годом все выше. Тем не менее, мы планируем выйти на объемы перевалки до 15,1 млн тонн за счет технической модернизации, что позволит нам улучшить качество и скорость обработки груза. В этом и состоят наши методы конкуренции с частными терминалами. Сегодня груз уйдет к тому, кто сократит грузоотправителю время и логистические затраты. Это – приоритетная задача для порта, над которой мы уже работаем. Для этого мы планируем модернизировать комплексы вагоноопрокидывателей с размораживающими устройствами для работы в условиях зимы, закупить новые ковшовые и вилочные погрузчики, ленточные конвейеры, стакеры и судопогрузочные машины, обновить изрядно устаревший крановый парк. Огромная проблема для порта – качество передачи электроэнергии. Сегодня мы запитаны от станции “Береговая”. К сожалению, существующие мощности станции с трудом справляются с нашими потребностями. О полноценном развитии речь не идет. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо построить современную подстанцию ПС 110/100кВ. По нашим расчетам, ее стоимость составит порядка 220 млн. грн.
Планируем модернизировать комплексы вагоноопрокидывателей с размораживающими устройствами для работы в условиях зимы, закупить новые ковшовые и вилочные погрузчики, ленточные конвейеры, стакеры и судопогрузочные машины, обновить изрядно устаревший крановый парк.
– Видите ли перспективу для порта в диверсификации грузов и расширении комплекса услуг?
“Южный” создавался как специализированный угольно-рудный комплекс, ориентированный на экспортные поставки. И сегодня ЖРС и импортный уголь составляют более 90% от всего объема перевалки грузов в ГП МТП Южный. Именно эти грузы формируют экономику госпредприятия и позволяют выплачивать зарплаты, налоги и иметь средства для инвестиций. Порту выгодно развивать именно это направление с учетом имеющихся технологий, наибольшей в стране глубоководности, экологического фактора. Сегодня ориентируемся на импортный уголь по той причине, что, как вы знаете, Минэнерго и ГМК видят восполнение базы энергоносителей за счет импорта из ЮАР, США, Австралии и Канады.
– На фоне растущих в последние годы объемов экспорта зерновых, не задумывались о работе и с такими грузами?
Исследование рынка дает нам возможность прогнозировать перспективные интересы грузовладельцев. Это – работа с зерновыми и тарно-штучными грузами. Уже начаты предпроектные работы по строительству многопрофильных складов и площадок для их хранения и перевалки. Но эти направления будем развивать не в ущерб основной угольно-рудной специализации порта, и значительно влиять на экономику предприятия они тоже не смогут.
Уже начаты предпроектные работы по строительству многопрофильных складов и площадок для их хранения и перевалки.
– Как Вы справляетесь с управлением предприятием без профильного образования?
– Моя первая специальность звучит так – “Обслуживание и ремонт оборудования промышленных предприятий”. Работал по профессии некоторое время, поэтому имею представление о технологии металлов, сопромате, экономике промышленных предприятий и прочее. По базовому высшему – юрист. До назначения на должность и. о. директора госпредприятия “МТП “Южный” я больше шести лет работал заместителем директора порта по правовым вопросам. За это время у меня была возможность на практике изучить специфику предприятия, технологические процессы и коллектив. Руководитель – это, прежде всего, управленец. Не так давно я завершил обучение в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины по специальности “Управление проектами”. По сути, управление предприятием – это крупный проект, который я и моя команда на сегодня успешно реализуем. Результаты работы “МТП “Южный” тому подтверждение – имеем рост по всем показателям в сравнении с осенью прошлого года, к примеру.
– Что стало причиной такого резкого обвала в работе порта в конце прошлого года?
На предприятии, как и везде – это комплексная проблема. С одной стороны, сыграло роль состояние глобальной экономики в целом – уменьшилось количество экспортируемого ЖРС в Юго-Восточную Азию. Но с другой стороны есть причины и субъективные. С 2010 года по сентябрь 2016 года ГП возглавлял Александр Лагоша. Он бесспорно профессионал в портовой отрасли. Много лет ему удавалось объединять команду, и из года в год, достигать отличных результатов. Окончание его контракта и уход из порта стало серьёзным испытанием для всего коллектива. Некогда дружная команда не нашла в себе силы побороть личные амбиции и развалилась на глазах. Получилось, как в басне Крылова “Лебедь, рак и щука”. В итоге, результаты работы порта по всем показателям оказались неутешительные, но Министерству инфраструктуры удалось выровнять ситуацию. В самый критический момент МИУ внесло коррективы в состав менеджмента предприятия и это позволило не только остановить падение и неминуемый финансовый крах, но и показать динамику роста.
– Правда ли, что Вы уволили многих своих коллег?
Неправда. За последние три месяца ни один человек не был уволен по инициативе собственника, то есть Министерства инфраструктуры, либо уполномоченного им органа, в нашем случае администрации предприятия. Все, кто уволился, сделали это по собственной инициативе. Так бывает – кто-то уходит на пенсию, кого-то не устраивает уровень оплаты труда или другие причины. Некоторые коллеги не видели возможности продолжать трудовые отношения с портом, зная мой требовательный характер и непримиримое отношение к любым злоупотреблениям. Поэтому они уволились по соглашению сторон. Мы же заполнили вакансии другими профессионалами, и это уже дает заметные результаты.
– Как складываются отношения с профильным министерством?
Мне жаловаться не на что. Все вопросы решаются достаточно оперативно. Министерство нас слышит и поддерживает, и это – главное.
– Вы общаетесь с министром?
Мою работу курирует заместитель министра, Юрий Лавренюк. Человек твердый, требовательный, но на такой должности, по-другому нельзя. У нас выстроены конструктивные рабочие отношения, так что, работе это только в помощь.
– Совсем недавно в прессе обсуждался конфликт ГП с ООО “Юг-Газ“. На какой стадии сейчас процесс?
Мы полностью закрыли хозяйственные споры с “Юг-Газ” без взаимных претензий и главное – потерь для государства. В конце 2014 г. мы были обязаны перезаключить договора на поставку газа с НАК “Нафтогаз Украины”, а это означало прекращение сотрудничества с “Юг-Газ”. Судебные рассмотрения не позволили разорвать договор, а “Юг-Газ” выставил неустойку в размере 40 млн. грн, которые были начислены по договору в период с 2014 по 2015 г. 10 февраля 2017 года мы с “Юг-Газ” провели переговоры, на которых было подписано соглашение об урегулировании хозяйственного спора. По решению, “Юг-Газ” снял все претензии к нашему предприятию и отказывается от материальных требований к ГП сейчас и в будущем. Также завершается спор по кранам с Alekon holding. Мы провели переговоры, и в итоге подписали протокол, по которому подрядчик выполняет замену поставленных стрел и дает 2 года гарантии на свои работы. Планируем 30 марта заключить мировое соглашение.
– Вы уже заполнили электронную декларацию?
Да, в соответствии с действующим законодательством Украины руководители госпредприятий являются субъектом декларирования. Моя декларация есть в открытом доступе, и вы можете с ней ознакомиться. В порт на работу я пришёл в 2010 году, в возрасте 37 лет из частного бизнеса и не работал до этого на госслужбе. Возможно, кого-то расстрою, но никаких предметов роскоши, приобретенных после прихода на работу в госпредприятие, вы там не найдёте.
– Какие задачи Вы ставите перед собой, как руководитель порта? Чего хотите добиться?
В первую очередь необходимо вернуть предприятие на прежний уровень по всем основным показателям, достичь тех объемов перевалки, которые “Южный” имел до октября прошлого года. Далее – заняться наращиванием грузооборота и, как следствие, увеличить отчисления в бюджет. Наш собственник – государство, поэтому наша эффективность оценивается тем, сколько средств мы перечислили в бюджет и какие условия для прихода инвесторов создали. Вопреки сложной ситуации в экономике и падению грузооборота в стране, я сделаю все, чтобы выполнить финансовый план, начать реализацию инвестпроекта развития предприятия и приступить к сотрудничеству с инвесторами в государственно-частном партнерстве.
Источник: cfts.org.ua
Еще новости
«У порта Южный, и в целом у отрасли, есть будущее», – Виталий Жуковский
Наш сегодняшний собеседник – экс-руководитель морского торгового порта «Южный» Виталий Жуковский. В порту он проработал более восьми лет: до того, как...
Планируем инвестировать в развитие 810,6 млн гривен
В январе Кабмин утвердил финплан ГП "Морской торговый порт Южный" на 2018 год, а это означает, что предприятие не просто имеет возможность стабильной...